Ландшафтный дизайнер. Профессия как вид искусства.
Часть первая.
Ландшафтный дизайнер – это профессия для творческих людей. Если вы обладаете хорошим вкусом, умеете рисовать, любите природу, не боитесь иногда работать руками, и у вас хорошо развита интуиция, то эта специальность — для вас.
Ландшафтный дизайн участка — деятельность, направленная на формирование искусственной архитектурной среды с использованием средств декоративного озеленения, геопластики (искусственное создание или изменение рельефа), малых архитектурных форм, декоративного покрытия, визуальной коммуникации. Ландшафтный дизайнер это ботаник, флорист, почвовед, культуролог, архитектор и художник в одном лице. Он занимается озеленением, благоустройством и организацией садово-парковых насаждений, газонов, горок, искусственных водоемов .
Основная цель, которую вы должны преследовать в ландшафтном дизайне. – это гармония сада, целостность его композиции. Чтобы достичь этой самой гармонии необходимо последовательно распределять элементы дизайна, с определенной периодичностью.
Кроме того, существует несколько задач, которые дизайнер выполняет во время работы.
Первая задача состоит в умении выслушать заказчика и воплотить в реальную форму его пожелания. Другими словами – составить эскиз будущего дизайна.
Вторая задача – техническая. Составление проекта, в котором точно и детально проработаны все аспекты ландшафта.
Третья задача – это непосредственная работа на объекте. Мало нарисовать эскиз, необходимо проследить за тем, чтобы вся работа была выполнена верно. То есть:
· постоянно курировать объект на стадиях строительных и земляных работ ;
· постоянно присутствовать на участке во время высадки растений;
· непосредственно руководить художественными работами, вплоть до сдачи проекта.
Каждый проект выполняется в течение длительного времени, поэтому сложно описать рабочий день ландшафтного дизайнера. Один день, к примеру, дизайнер беседует с клиентом и, если остается время, делает эскиз, затем дизайнеру необходимо разработать проект, продумать все до мельчайших подробностей, на это может уйти весь следующий день. На третий день дизайнер работает над самим проектом, следит за его реализацией, при этом работать с проектом он будет не один день и не два. В первый день, к примеру, начинаются строительно-земельные работы. спустя несколько дней — художественные.
Тем не менее, мы можем выделить основные этапы работы дизайнера:
· беседа с клиентом;
· составление эскиза;
· разработка ландшафтного проекта;
· воплощение до конечного результата.
Как и у любой другой деятельности, у ландшафтного дизайна есть свои положительные и отрицательные стороны.
К недостаткам можно отнести:
· сезонность работа (зимой дизайнер в лучшем случае проектирует зимние сады, в худшем – сидит без работы и генерирует идеи к лету).;
· иногда приходится работать руками, например, обустраивая клумбы и альпинарии (не всем это придется по душе);
· большое количество заказов в летнее время, так что в этот период дизайнер работает «не разгибая спины» в буквальном смысле;
Из достоинств:
· это, конечно же, творческая работа, которая приносит удовлетворение от собственных воплощенных идей;
· работа на свежем воздухе и на природе, благодаря чему у дизайнера всегда свежий вид и покой на душе;
· дизайнер без труда может экономично обустроить свой сад, зная все оптовые точки поставки материалов и саженцев;
· при больших заказах дизайнеры зарабатывают хорошие деньги.
Ландшафтный дизайнер может работать, как частный предприниматель, а может устроиться в соответствующую фирму. В нашем городе есть несколько организаций, которые занимаются ландшафтным дизайном. Например, «Уральская озеленительная компания», «АльтПарк», «Пермская ландшафтная компания», «Элко» и это далеко не все.
Уверена, без работы ландшафтный дизайнер не останется.
В следующей части я расскажу вам о том, как простые художники превращаются в ландшафтного дизайнера и какими качествами должен обладать человек этой профессии.
Часть вторая.
«Быть или не быть? Мочь или не мочь? Учиться или не учиться?»
Начиная работать в какой-то сфере, человек мечтает добиться успеха, особенно, если эта сфера творческая. Что же для этого необходимо ландшафтному дизайнеру? В первую очередь, важны его личностные качества и навыки. Я выделила пять основных качеств:
1) Прежде всего, мастер ландшафтного дизайна должен обладать глубокими знаниями в биологии (ботанике), химии, геологии, физике, геометрии и прочих науках. От теоретической подготовки мастера садового дизайна зависит правильность оценки исходных параметров, выбор оптимальных растений с учетом их характеристик и требований к условиям роста и многое другое.
2) Ландшафтный дизайнер должен обладать вкусом и чувством стиля. В наши дни существует множество направлений в благоустройстве территорий, характеризующихся своим набором элементов, материалов и форм. Опытный мастер, должен не только уметь различать каждый из стилей ландшафтного дизайна, но и уметь создавать гармоничные объекты, выбрав наиболее оптимальное направление с учетом всех нюансов, как внутри участка, так и его наружного окружения — неотъемлемые элементы садового дизайна.
3) Необходимо разбираться в современных технологиях и владеть компьютерными программами. Современный софт позволяет ландшафтному дизайнеру создать трехмерную модель пространства, с визуализацией малейших деталей и элементов. Это позволяет избежать недопонимания между заказчиком и мастером, а так же учесть все нюансы еще на этапе создания проекта.
4) Ландшафтный дизайнер должен уметь слушать. В процессе общения с заказчиком мастер должен уловить его настроение, понять все желания и услышать суть. Готовый ландшафтный дизайн должен стать местом отдыха и активной жизни всех членов семьи. Поэтому важно в процессе общения понять, что именно нужно обитателям участка.
5) Творческая жилка, хорошее воображение – это то, без чего сложно представить себе настоящего художника – мастера ландшафтного дизайна. Каждая территория, как и ее владельцы. уникальна. Каждый проект создается с нуля и является индивидуальным.
Теперь становится очевидным, что нам не обойтись без профессионального образования. В нашем городе есть несколько способов его получить:
• Поступить в Пермский агропромышленный техникум, на специальность «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
• Поступить в Пермскую государственную сельскохозяйственную академию, на тут же специальность.
• Окончить дистанционные Московские краткосрочные специальные курсы.
• Окончить Пермские краткосрочные курсы.
Но не стоит думать, что все так просто и гладко. Существует некоторые проблемы на пути становления профессионалом. Мало получить образование, необходимо наработать опыт. А это не так-то просто, как кажется. Многие фирмы и организации нуждаются в сотрудниках с опытом работы в данной сфере. Это значит, что начинающим, только что закончившим вуз специалистам будет непросто найти себе работу. А как же стать профессионалом, не работая?
Есть другой вариант – работать в маленьких фирмах, в частном порядке за маленькие и деньги или бесплатно на экспериментальных проектах. Но тут возникает проблема заработка. Каждый хочет, чтобы ему было «чем хлеб намазать».
В третьей части вас ждет небольшой рассказ и «погружение» в профессию.
Часть третья. Привет из сада.
“Новая версия пьесы «Вишневый сад» “ Автор:
КОМЕДИЯ В 4-х ДЕЙСТВИЯХ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Раневская Любовь к природе и естественной красоте
Аня, ученица 11 класса. 17 лет
Леонид Андреевич Галька, материал для украшения, брат Раневской
Ермолай Алексеевич Лопата, инструмент для работы в саду
, студент строительного факультета
Симеонов-, профессионал по земельным работам.
Шарлотка Ивановна, угощение за отлично выполненную работу .\
Елена Александровна, учитель
, конторщик нового времени, бухгалтер-экономист.
Действие первое
Комната, которая до сих пор называется кабинетом. Одна из дверей ведет прямиком на улицу, к заранее подготовленному месту для будущего творения. Рассвет, скоро взойдет солнце, и мы примемся за работу. Уже конец мая, цветут вишневые деревья, но сегодня нас это неважно, мы будем сооружать искусственный водоем.
Первоначально, необходимо набросать план будущего искусственного пруда в масштабе с указанием глубин и ширины куртин (полочек под высадку растений), а также желательно нарисовать примерный эскиз декорирования водоема. Для этого обратимся к помощи почти профессионалу Трофимову Петру Сергеевичу. Кроме того, нам необходимо подсчитать расход бетона и арматуры, тут не обойтись без Семена Пантелеевича.
Пока мужчины работают над проектом, девушки (учитель и ученица) сели на лавочку во дворе для того, чтобы поболтать.
Учитель: Знаешь ты, Аня, что такое ландшафтный дизайн?
Аня: Нет, никогда не слышала.
Учитель: Это разработка и внедрение мероприятий по преобразованию и оформлению земельного участка .
Аня: Ух ты, интересно. Что же я должна уметь?
Учитель: Ты должна иметь чувство стиля, иметь вкус, ты должна хорошо рисовать, разбираться в географии и физике.
Разговор прерывает знакомый голос
Трофимов: Мы закончили, пора начинать работу в саду.
Теперь, когда бумажные работы закончены, мы можем приступить к практической части.
Действие второе
Поле. А вернее площадка для будущего водоема. Часовни нет, колодца тоже, зато есть камни. Но небольшие, а маленькие – галька. Шарлотка готовится, Епиходов играет на гитаре (его работа уже окончена), а мы приступаем в работе по организации нашего водоема.
Используя обычный водопроводный шланг или рассыпав песок по периметру водоема в виде линии, очертим предполагаемый контур пруда. Обязательно проверим, чтобы берега нашего будущего озера были в одном уровне. Эту работу следует поручить одному из взрослых: студенту или учителю.
приступает к земляным работам — вырывает котлован на глубину прибрежного яруса и размечает линию, от которой пруд заглубляется на следующую отметку. Получив второй ярус, он прокладывает линию для рытья самой глубокой части пруда и вынимает последнюю порцию земли.
После того, как котлован полностью вырыт, с помощью шнура измеряем его габариты с учетом глубины, прибавив припуски порядка 50 см по сторонам чаши — это необходимо для приобретения пленки нужного размера. Тут не обойтись без студента-строителя и профессионала по земельным работам.
Чашу пруда выстилаем прочной влагостойкой пленкой, под нее закладываем дополнительный слой из старого линолеума. Аня, ученица, помогает взрослым.
Для обустройства кромки пруда, по его периметру вырываем вспомогательную траншею — чтобы подвернуть и закрепить пленку. Заложив края пленки в траншею, присыпаем ее щебнем — так она будет надежно зафиксирована. Просим Аню помочь нам.
Действие третье
Из гостиной слышны звуки музыки, а мы до сих пор в саду, Шарлотка почти готова, а вот над будущим водоемом надо потрудиться.
Борис Борисович укрепляет кромку пруда каменными блоками или пластиковыми трубами, прибитыми к колышкам для того, чтобы предотвратить осыпание земли с прибрежной зоны в чашу пруда. Затем Аня выкладывает кромку природным камнем и украшает красивой одинокой глыбой.
После этого Аня, с помощью Бориса Борисовича, помещает подготовленные растения в специальные пластиковые контейнеры и расставляет их на куртинах; выкладывает дно пруда камнями и щебнем.
Под руководством взрослых, Аня может залить в водоем воду. Чтобы было удобнее подобрать в будущем насосное оборудование и объемы гидрохимии для ухода за прудом, Семен Пантелеевич снимет показания счетчика воды до и после наполнения водоема.
Наш пруд готов, теперь нужно лишь старательно ухаживать за ним — очищать от загрязнений, иногда использовать профилактические средства для оживления воды и предотвращения распространения водорослей. а на зиму забирать растения в подвал дома.
Действие четвертое
Уютная столовая. Из кухни доносится запах яблочного пирога. Учитель, студент, ученица, экономист и мастер земельных работ сидят за столом и ждут угощения.
Теперь, когда работа закончена, мы можем отдохнуть и поболтать о жизни. Совсем скоро Аня закончит и школу, она должна решить: кем она хочет стать в будущем.
Трофимов: Аня, становись строителем. Ты отлично знаешь геометрию и физику, эта работа специально для тебя.
Симеонов-Пищик: А я считаю, что Анне следует стать профессиональным земельным работникам, она отлично разбирается в растениях, почве, географии и погодных условиях.
Епиходов: Господа, вы не правы. Анна превосходно разбирается в экономике. Я уверен, она стала бы отличным экономистом.
Учитель: А мне кажется, у девушки прекрасная фантазия, она должна быть художником. А впрочем, я думаю, мы должны спросить у Ани, чего же она сама хочет.
Аня: Вы правы, я люблю физику и геометрию (Трофимов победно улыбается), а так же обожаю растения (на лице Симеонов-Пищика появляется довольная улыбка), кроме того я не могу представить свою жизнь без экономики (слышно, что Епиходов негромко усмехнулся), и конечно же, я обожаю рисование (все в недоумении: что же выберет Аня?) Вот поэтому я хочу стать ландшафтным дизайнером. Я помню нас разговор с Еленой Александровной, она рассказала мне об этой профессии. Уже тогда я была заинтересована, а теперь, когда я попробовала себя в роли ландшафтного дизайнера, я поняла: это – моё.